Музей "Наследие"
Профиль - историко-краеведческий
Руководитель школьного музея – Макарова Надежда Ивановна.
Цель музея:
- Формирование у учащихся гражданско-патриотических качеств на основе исторических ценностей;
- Сохранение связи времени, преемственность поколений;
- Интеграция воспитательной работы с учебой.
Задачи музея:
- Продолжить поиск и сбор материала краеведческого характера;
- Провести учет собранных документов, предметов и материалов;
- Оформить показ материалов и подготовить тематические экскурсии;
- Использовать материалы музея в учебно-воспитательной работы школы.
О музее
Школьный музей создан по инициативе учителей и учащихся для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов в целях воспитания гражданской ответственности и патриотической сознательности, чувства верности своему Отечеству. Музей работает на общественных началах. Профиль музея историко-краеведческий. Собран богатый материал по истории школы, труде и быте русского народа. Музей занимает отдельное помещение в школе.
Школьный музей "Наследие" является одной из форм дополнительного образования обучающихся, развивающей активность и самодеятельность в процессе сбора, исследования, обработки и оформления материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность. Наш музей является центром военно-патриотического, гражданского, этнокультурного воспитания подрастающего поколения. На протяжении нескольких лет учащиеся под руководством учителей начали поисково-исследовательскую работу по сбору материалов. В результате этой деятельности накопилось много полезных предметов об истории образования учебного заведения, директорах, учителях-ветеранах. Ребята собрали предметы быта и домашнюю утварь народов, населяющих наш край.
Краткая характеристика основного и вспомогательного фонда музея
Основной фонд
1. Орудия труда и предметы быта: печная утварь (кочерга, ухваты, котлы); кухонная утварь: ложки деревянные, глиняная посуда (кринка, глиняный сосуд, ваза, тарелки); предметы быта (сундуки, прялка, веретена, гребень, утюг, кушетка, комод, икона); предметы внутреннего убранства дома: (покрывала, половики, подзоры, рушники,); орудия труда: (плуг, дуги для лошади, швейная машинка, ступа).
2. Одежда: женское платье, лапти, школьная пионерская форма для девочки 1980 года.
3. Предметы времен Великой Отечественной войны: письма, фотографии, пряжка от солдатского ремня.
4.Письма времен первой мировой войны.
5. Предметы школьной жизни: счеты, перья для письма, пионерская атрибутика(барабан, галстук пионерский).
6. Документальные и фото источники: фотографии выпускников, учителей, аттестаты,
Вспомогательный фонд
1. Макет русской печи, стол, лавка.
2. Стенды: "История школы", "Макаренко А.С.", "Партийные лидеры СССР".
3. Альбомы "Жизнь отряда "Макаренковец", "Последний звонок 1989 г.", "Школа № 6 им.А.С.Макаренко 1971-1981", "Школа № 6 им А.С.Макаренко 1981-1982 уч.г.", "Летняя работа пионерского лагеря школы № 6 1979 г.", "Зарничники на маршруте".
4. Папки с школьными фотографиями.
Значимые и ценные экспонаты
- Письма времен Первой мировой войны;
- Железный плуг;
- Письма Великой Отечественной войны;
- Переписка клуба "Макаренковец" Школы № 6 с учениками-колонистами А.С.Макаренко.
Экспозиции
- «Русский дом и все, что в нем».
Экспозиция рассказывает о внутреннем убранстве русской избы, наполненной предметами народного быта.
- «Его имя носит наша школа».
Экспозиция рассказывает о педагоге и писателе А.С.Макаренко.
- «История школы № 6».
Экспозиция рассказывает о времени создания и развития нашей школы.
- «Рожденные в СССР».
Экспозиция рассказывает о пионерском и комсомольском прошлом нашей родины и Арзамаса.
- «Быт русской семьи в 60-70 годы XIX века».
Экспозиция рассказывает о квартире в доходном доме.
- «Твои герои Россия».
Экспозиция рассказывает об участника-бойцах СВО, чьи дети учатся в нашей школе. О героях - учениках нашей школы, погибших на СВО.
Актив музея
Актив историко-краеведческого музея включает учащихся 6-11 классов. Ребята вместе с педагогом занимаются сбором и описанием экспонатов; используя исторические сочинения, материалы местных краеведов и сведения архива, создают экспозиции, составляют экскурсии и выступают с ними перед учащимися школы. В процессе работы учащиеся получают навыки самостоятельной работы, у них активно идет процесс социализации, развивается чувство сопричастности к событиям прошлого и настоящего, формируется собственная гражданская позиция.
Статус музея
В 2023 году музей паспортизирован.